Как выбрать эмбодимент специалиста

Автор: Александра Вильвовская
Здесь все рекомендации довольно просты и похожи на аналогичные тексты "как выбрать психолога", "как выбрать коуча", "как выбрать фитнес-тренера" и т.п.
Важно понимать, что "эмбодимент" — это не столько "что", сколько "как".

"Эмбодиментной" (embodied) может быть почти любая практика, прямо или косвенно включающая в себя телесное. Сегодня приставку эмбодимент-/embodied (а, значит, и некие видовые признаки) имеет большое количество самых разных практик. Ниже на картинке приведено объёмное, но всё ещё неполное многообразие практик, в которых сейчас используется эмбодимент-подход. Таким образом, "эмбодимент-" может быть обучение, коучинг, терапия, телесные практики, практики майндфулнес, консультации и т.д.
Ниже на иллюстрации — обзор направлений работы, в которых уже используется эмбодимент-подход.
Что их объединяет? Что делает эти практики эмбодимент-практиками?
  1. Телесная осознанность. Это значит, что специалист удерживает фокус внимания в своей работе на развитии вашей телесной осознанности. Он задает вопросы типа "где это в теле?", "как это в теле?", "что вы чувствуете в теле?" и т.д., то есть привлекает ваше внимание к ощущениям тела и телесным реакциям.

  2. Этика работы. Здесь можно ориентироваться на следующие аспекты:
  • телесная коммуникация: спрашивает ли специалист разрешение на прикосновение, если работает через прикосновение (вербально или невербально) и учитывает ли это в работе. Это современная норма работы с телом/через тело.
  • вербальная коммуникация: дает ли специалист интерпретации (напр., это у вас проблема с доверием), навешивает ли ярлыки или использует в речи уничижительные выражения (напр., "всем травматикам..." или "жиробасинки вы мои любимые..."), дает ли советы про жизнь, выходящие за рамки его экспертизы (напр., "вам надо скорее родить..."), высказывает оценочные суждения на основании ваших качеств/характеристик/особенностей/предпочтений (пол, гендер, возраст, этничность, ориентация и т.д.). В современной эмбодимент-работе так не делают.
  • насильственная коммуникация и рефлексия властной позиции: принуждает ли специалист делать что-то помимо вашего желания и реагирует ли на ваши возражения (напр., "так, поднажали, держим асану еще 3 минуты, не лениться!" или "вам это надо, вам это пойдет на пользу, не сопротивляйтесь!"), просит сделать для него что-то (двойные отношения), "гурийствует" ("только я знаю как правильно", "слушай меня я тебе всю правду скажу"). В современных стандартах работы с клиентом это неприемлемо.
  • практический результат для жизни. Этот аспект отличает прекрасные телесные практики для здоровья или удовольствия от эмбодимент-практик. В эмбодимент-практиках специалист помогает, например, вопросами связать открытия и результаты в практике с жизнью и жизненными задачами клиента (работа, отношения, воспитание детей, здоровье и т.д.).


Таким образом, выбирая эмбодимент-специалиста, имеет смысл ориентироваться на следующие параметры:

1. Является ли эта работа эмбодимент работой? Помогает ли специалист мне развивать мою телесную осознанность? Соответствует ли его работа современным критериям этичности? То, что я нахожу в ходе этой работы или чему учусь в процессе, — меняет ли это мою жизнь в желаемую, лучшую сторону?

NB! Работа со специалистом не обязательно должна быть эмбодимент-работой. Большое количество прекрасных специалистов (если, конечно, они этичны) приносят много пользы, радости и удовольствия, не маркируя свою работу словом эмбодимент. Использовать это слово в своей работе вообще необязательно.

2. Где этот специалист учился? Обучающие программы? Какие? Пара роликов на ютьюбе? Подсмотрел у другого специалиста как клиент? ("Я сам всему научился!"). За редким исключением, эмбодимент-специалист имеет за своими плечами опыт обучения или большой опыт (от 10 лет) собственной практики (чаще это относится к телесным специалистам — преподавателям телесных практик). В этом случае нюансы работы могут "впитываться" в ходе практики. Но необязательно, скорее, как повезёт. В работе с телом/через тело много нюансов, которые требуют специального обучения и развития вполне конкретных профессиональных навыков.

3. Практикует ли сам специалист, есть ли у него собственная практика? Включён ли он в сообщество специалистов и практикующих? Первый вопрос относится к развитию навыков (как внутри конкретной практики, так и с точки зрения развития навыков, важных для работы с клиентами, например, чувствительность). Второй вопрос относится к включённости в общее поле, возможности профессионального развития, знанию современных идей и т.д. (включая возможность интервизии, супервизии и менторинга). Фактически, ответ на второй вопрос — показатель профессионального подхода. Специалист, который "сам с усам, сам всему научился или изобрёл, сам все знает и ни в ком не нуждается", в современном мире, скорее, вызывает недоверие и потенциально может наносить вред.

Вот, пожалуй, и весь нехитрый набор, мало чем отличающийся от стандартных рекомендаций по выбору специалиста. Остальное — вопрос совпадения (стиль работы, язык общения, цели работы, "химия" и проч.).
Александра Вильвовская
Руководитель проекта "Тело — в дело" и международой обучающей программы Embodied Facilitator Course Russia. Специалист по решению задач через тело и движение.
Поделиться статьей
Подписка на новости проекта
Подписка на новости проекта
Мы пишем вам раз в две недели, делясь новостями, возможностями и вдохновением